«Анна Каренина». Роман Л. Толстого

«Анна Каренина» — роман русского писателя Льва Толстого, впервые опубликованный в виде книги в 1878 году. Считается одним из величайших когда-либо написанных литературных произведений. Сам Толстой называл его своим первым настоящим романом. Первоначально он выпускался серийными выпусками с 1875 по 1877 год, причем все, кроме последней части, появлялись в периодическом журнале «Русский вестник». Когда Уильяма Фолкнера попросили перечислить, по его мнению, три величайших романа, он ответил: «Анна Каренина, Анна Каренина и Анна Каренина».

Анна Каренина. Картина Генриха Мазинера

В романе затрагиваются темы предательства, веры, семьи, брака, императорского российского общества, желания и различий между сельской и городской жизнью. В центре сюжета внебрачная связь Анны с лихим кавалерийским офицером графом Алексеем Кирилловичем Вронским, которая возмутила светские круги Санкт-Петербурга и вынудила молодых влюбленных бежать в Италию в поисках счастья, но после того, как они возвращаются в Россию, их жизнь еще больше рушится.

Поезда являются мотивом всего романа, при этом несколько основных сюжетных моментов происходят либо в пассажирских поездах, либо на вокзалах Санкт-Петербурга или где-либо еще в России. Действие этой истории происходит на фоне либеральных реформ, инициированных российским императором Александром II, и последовавших за ними быстрых социальных преобразований. Роман был адаптирован для различных средств массовой информации, включая театр, оперу, кино, телевидение, балет, фигурное катание и радиодраму.

О романе

«Анна Каренина» — это не только история Анны Карениной, замужней светской львицы, и ее романа с богатым графом Вронским, хотя их отношения являются очень сильной составляющей сюжета. История начинается, когда она приезжает как раз тогда, когда семья ее брата разваливается из-за его необузданного распутства - что является прообразом ее собственной более поздней ситуации.

Холостяк Вронский жаждет жениться на Анне, если она согласится уйти от мужа, высокопоставленного государственного чиновника. Хотя Вронский и Анна едут в Италию, где могут быть вместе, оставив после себя ребенка Анны от первого брака, им трудно завести друзей. Когда они возвращаются в Россию, Анна страдает от изоляции из-за ее отношений. Пока Вронский занимается своей общественной жизнью, Анна становится все более собственнической и параноидальной по поводу его предполагаемой неверности.

Параллельная история в романе - это история Константина Левина, богатого помещика, который хочет жениться на Кити, сестре Долли и невестке брата Анны Степана Облонского. Левину приходится дважды сделать предложение, прежде чем Кити согласится. В романе подробно описаны трудности Левина с управлением своим имуществом, его возможный брак и его борьба за принятие христианской веры вплоть до рождения первого ребенка.

Роман исследует широкий круг тем на протяжении примерно тысячи страниц. Некоторые из этих тем включают оценку земельной и сельскохозяйственной системы, существовавшей в то время в России, а также политики не только в российском правительстве, но и на уровне отдельных персонажей и семей, религии, морали, пола, и социального класса.

Композиция романа

Окружение Льва Николаевича Толстого — это современное общество Анны Облонской — Карениной. Наблюдения Толстого за чувствами и мыслями реальных людей стали «художественным изображением жизни» персонажей романа.

В романе Толстого нет совпадений. Путь начинается с железной дороги, без которой сообщение было невозможным. По пути из Петербурга в Москву княгиня Вронская рассказывает Анне Карениной о своём сыне Алексее. Анна приезжает для примирения Долли с братом Стивой, уличённым в измене, и который «кругом виноват». Вронский встречает мать, Стива — сестру. На железнодорожных путях под колёсами гибнет сторож… Кажущаяся «событийная упорядоченность» лишь раскрывает и показывает состояние внутреннего хаоса и смятения героев — «всё смешалось». И «густой свисток паровоза» не заставляет героев очнуться от своего надуманного сна, он не разрубает узел, наоборот, он усиливает тоску героев, которые впоследствии проходят через грань последнего отчаяния.

Гибель сторожа под колёсами паровоза стала «дурным предзнаменованием», «прекрасный ужас метели» символизировал скорое разрушение семьи.

Насколько тяжёлым становится положение Анны, от которой отвернулся свет и представители которого не рискуют общаться с «преступной женщиной», очевидно из последовательности событий.

Ослеплённый любовью молодой граф Вронский следует за ней как «тень», что само по себе представляется вполне симпатичным для обсуждения в светской гостиной дома Бетси Тверской. Замужняя Анна может предложить лишь дружбу и не одобряет поступка Вронского по отношению к Кити Щербацкой.

Ничто не предвещало большой беды. Светская княгиня советовала Анне Аркадьевне: «Видите ли, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из неё мучение, и смотреть просто и даже весело. Может быть, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически».

Но Анна во всех событиях видела знаки судьбы. Анна видит во сне смерть при родах: «родами умрёте, матушка», она постоянно думала о смерти и отсутствии будущего. Но судьба даёт второй шанс (как и Вронскому, при попытке застрелиться), Анна не умирает, но врач облегчает её боль морфином.

Для Анны станет невыносимой потеря сына, который будет расти в доме строгого отца, с презрением к покинувшей его матери.

Она мечтает о невозможном: соединить в одном доме двух самых дорогих людей, Алексея Вронского и сына Серёжу. Все попытки мягкого и рассудительного брата Стивы добиться от Каренина развода и оставить Анне сына не увенчались успехом. Все поступки государственного мужа Каренина происходили под влиянием законов светского общества, лести его тщеславию графини Лидии Ивановны, и «согласно религии».

Выбор был таков: «Счастье великодушного прощения» или желание любить и жить.

Толстой отчётливо критикует «старый обычай», законодательно сложный бракоразводный процесс, который становится практически невозможным и осуждаемым в свете.

Толстой показывает самоубийство как избавление от страдания. Мысли о самоубийстве — постоянные спутники Левина, который прячет от себя шнурок и преодолевает «угрозу отчаяния»; Вронского, который стреляет себе в сердце после унизительных и душераздирающих слов Каренина. Но только Анна оказывается в безысходной и по-настоящему отчаянной ситуации.

Вот и приблизился убедительный тупик для Анны. Она ревнует Вронского к княжне Сорокиной — «я накажу его».

Она измучена невыносимым ожиданием решения Каренина и, после шести месяцев пребывания в Москве, получает его жёсткий отказ. 

Сейчас в альманахе читают:

Как ты прекрасна, любовь! (рассказ)

Прощай, Ирэн! (рассказ)

Моя семья (рассказ)